Правильный уход, здоровое питание и физическая активность необходимы для полноценного развития малыша. Каждый ребенок растет и развивается в своем индивидуальном темпе.
Об этом должен помнить каждый родитель и не увлекаться сравнением достижений своего ребенка с успехами ребенка знакомых. Игра – это самый интересный и прогрессивный способ обучения и интеллектуального развития малыша.
Таблица развития ребенка
Объективные параметры развития детей раннего возраста, на которые стоит ориентироваться, приведены в таблице ниже. При нажатии на картинку или возраст малыша, можно ознакомиться с подробным планом его развития на данном этапе.
Возраст | Прибавка: в росте, см/в весе, гр. | Психическое развитие | Моторное развитие | Речевое развитие |
1 месяц | 3/600 | Криком и плачем сообщает о том, что проголодался, что ему больно, о своем недовольстве. Успокаивается, когда берут на руки, ласково разговаривают, кормят грудью. | Ненадолго поднимает голову, ладошка сжата в кулачок. Тонус мышц повышенный. Активный хватательный рефлекс. | Криком и плачем сообщает о неприятных ощущениях. К концу месяца издает звуки «ах», «эх», «ух», гулит. |
2 месяца | 3/800 | Улыбается в ответ на Вашу улыбку. | Лежа на животике, непродолжительное время удерживает голову. Трясет погремушкой. | Усиливается спонтанное звукообразование. «Воркует», когда с ним общаются. |
3 месяца | 2,5/800 | Узнает знакомых, следит взглядом за движущимися людьми. | В вертикальном положении удерживает голову прямо, рассматривает пальчики и двигает ими. | Может издавать три различных звука. Появляются различные типы крика, отражающие голод, боль, усталость. |
4 месяца | 2,5/750 | Услышав свое имя, поворачивается. Радуется и смеется, когда с ним играют. Плачет, когда остается в одиночестве. | С Вашей помощью может перевернуться с животика на спинку, хватает игрушки, тянет их в рот. | Громко смеется, когда к нему обращаются. |
5 месяцев | 2/700 | Протягивает ручки к родителям. Поворачивается в сторону говорящего. Смеется, когда родители строят рожицы. Перестает плакать, когда с ним разговаривают. | Перекатывается с живота на спинку, с боку на бок. | Болтает сам с собой, четко разделяя слоги. |
6 месяцев | 2/650 | Плачет, когда забирают игрушку. Протягивает ручки, чтобы его взяли на руки. | Сидит с опорой. Держит бутылочку в руках, перекладывает игрушку из руки в руку. Захватывает предметы указательным и большим пальчиками. | Воркует, лепечет, издает радостные крики. |
7 месяцев | 2/600 | Играет «в прятки» с платком. | Переворачивается со спины на живот. Лежа на спинке, играет со своими ножками. Может играть с двумя игрушками одновременно. | Лепечет слоги [ла], [ва], [ма], [ба], [на]. |
8 месяцев | 2/550 | Плачет когда кто-то из родителей уходит. | Может сидеть без поддержки, опираясь на ручки. Пытается вставать у опоры. Стоит с поддержкой Играет в ладушки | Повторяет слоги. Подражает различным звукам. |
9 месяцев | 1,5/500 | Смеется или радуется, увидев близкого взрослого. | Ползает по-пластунски. Делает несколько шагов при поддержке. Вытаскивает кубики и игрушки из коробки. | Невнятно произносит до восьми различных слогов. |
10 месяцев | 1,5/450 | Понимает, когда с ним прощаются. Обнимает маму. | Ползает на четвереньках вперед и назад. Стоит почти без поддержки. Делает шаговые движения. Ударяет предметами друг о друга. Катаем мяч по полу. | Лепет становится разнообразнее. Говорит «мама» и «папа». Повторяет звуки за взрослыми. Реагирует на свое имя. |
11 месяцев | 1,5/400 | Подражает действиям родителей. Прерывает действие, за которое его ругают. | Ходит боком, держась за опору. Делает 1-2 шага с Вашей помощью. Указательным жестом показывает на интересующий предмет. | Произносит первое осмысленное слово. Понимает запрет. |
12 месяцев | 1,5/350 | Целует родителей. Улыбается своему отражению и играет с ним. | Некоторые малыши начинают самостоятельно ходить. Хлопает в ладоши. Удерживает в руке карандаш, чиркает им. | Говорит два (некоторые дети до десяти) осмысленных слова на «детском языке». Пытается подпевать песне. |
Несмотря на то, что каждый ребенок – это самостоятельная личность, все дети проходят одни и те же этапы развития – кто-то немного раньше, кто-то немного позже.
Своевременная диагностика – первый шаг к успеху
В случае, когда родители наблюдают существенную разницу в способностях малыша и приведенных в таблице нормах, следует обратиться за консультацией к педиатру, поделиться с ним своими наблюдениями и волнениями.
Если задержка в развитии ребенка выявлена, педиатр направит его на осмотр к соответствующим специалистам. Дополнительные обследования помогут выявить причину происходящего. Для определения наличия отклонений в развитии ребенка необходимо проведение полной диагностики.
Установить точный и верный диагноз, не спутав его с элементарным возрастным проявлением характера, возможно при участии узких специалистов:
- психолог
- невропатолог
- логопед
- дефектолог
Невозможно поставить диагноз о психическом развитии ребенка, опираясь лишь на наличие одного-двух симптомов.
Верьте в своего малыша!
Любящим родителям всегда необходимо помнить: заключение специалиста – это не клеймо на всю жизнь и не приговор! Спустя время, при благоприятном воздействии на ребенка, диагноз может измениться. Следует помнить о том, что чем быстрее родители начнут решать возникшие проблемы, тем больше шансов на получение лучшего и скорейшего результата.